
Карбюратор – один из узлов в системе подачи топлива в двигателе внутреннего сгорания. Предназначен он для образования смеси из горючего и воздуха с регулировкой подачи её в камеры сгорания. Карбюратор в ручной пиле с бензоприводом практически не отличается по функциональному назначению от автомобильного в принципе регулировки топлива.
Устройство карбюратора
Для того чтобы начать регулировку какого-либо устройства, требуется знать его конструкцию, принцип работы и его место в общей схеме силового агрегата.
Напомним принцип работы двигателя внутреннего сгорания:
- В цилиндр подаётся смесь из горючего и воздуха.
- Посредством свечи зажигания осуществляется воспламенение топлива.
- Создавшееся давление воздействует на поршень.
- Возвратно-поступательный ход поршня через шатун и коленвал преобразуется во вращательное движение, которое передаётся дальше посредством системы валов и зубчатых передач.
Ответственное устройство, отвечающее за состав смеси и её количество – это карбюратор. При оптимальном соотношении горючего и воздуха двигатель работает устойчиво. Если же смесь отличается, то происходят сбои при работе, увеличивается расход топлива, падает мощность.
Нештатная топливная смесь:
- «бедная» – объём воздуха превышает
требуемое количество, а горючего мало;
- «богатая» – перенасыщенная смесь, образующаяся при избытке горючего и нехватке воздуха.
Конструкция карбюратора:
- центральная трубка предназначена для подвода воздуха, формирования состава топливной смеси;
- трубка представляет собой два соединённых между собой конуса, то есть имеет сужение – диффузор, посредством которого воздушный поток получает дополнительный кинетический импульс;
- в районе сужения находится жиклёр – отверстие, через которое происходит подача горючего;
- объём подачи воздуха регулирует воздушная заслонка, располагающаяся поперёк основной трубы;
- поток горючего регулируется топливной иглой, находящейся в жиклёре;
- топливо подаётся через жиклёр из камеры с поплавком, которая обеспечивает стабильный уровень топлива при входе в воздушную камеру.
Принцип работы карбюратора
При движении газового потока через диффузор его скорость увеличивается, при этом возникает разрежение (низкое давление). В камере с поплавком горючее находится при атмосферном давлении. За счёт разницы значений давлений горючее устремляется в воздушную камеру, где смешивается с воздухом.
Объём подаваемой топливно-воздушной смеси регулируется местонахождением воздушной заслонки. При большем открытии поступает больше топлива – увеличивается скорость оборотов двигателя.
Признаки нестабильной работы карбюратора:
- увеличение расхода топлива;
- повышенный выхлоп, проявляющийся в появлении чёрного дыма;
- неустойчивая работа или отказ двигателя сразу же после запуска – топливная смесь стала обеднённой;
- двигатель не запускается;
- в работе двигателя наблюдаются перебои (ещё одна из причин – засорение карбюратора);
- износ поршневой группы – потребуется ремонт, т. к. регулировка карбюратора – это временная мера;
- появилась сильная вибрация при работающем двигателе;
- произошла разрегулировка настройки карбюратора.
Регулировка карбюратора
Регулировка карбюратора осуществляется посредством трёх винтов:
- для регулировки низких оборотов двигателя используется винт L;
- высокие обороты – винт H;
- холостой ход – винт T.
Для надёжных результатов при регулировке карбюратора необходимо иметь практический опыт и тахометр (устройство для определения числа оборотов двигателя), а также знать технические характеристики пилы (диапазон числа оборотов двигателя).
Предварительные условия:
- двигатель должен быть прогрет посредством работы в течение 10-15 минут;
- воздушный фильтр не должен иметь загрязнений, а лучше всего будет поменять его на новый;
- проворачивая винт T при работающей пиле, добиться остановки перемещения цепи, при этом направление вращения – против часовой стрелки;
- пилу расположить на ровном жёстком основании;
- цепь направлена в сторону от человека, осуществляющего процесс наладки;
- режущий инструмент расположить так, чтобы цепь не имела контакта с предметами, а между ней и ими был зазор.
Этапы регулировки располагаются так:
- первым применяется винт L;
- далее следует винт H;
- завершающий этап – винт T.
Последовательность настройки карбюратора:
- Базовый этап. Движением по часовой стрелке винтов L и H добиваемся максимально возможных значений. Далее последовательно каждый винт возвращаем обратно примерно на полтора оборота.
- Холостой ход. Воздействуя на винт T путём проворота против часовой стрелки, добиваются стабильной работы двигателя, в этом случае цепь должна быть обездвижена. Если происходит остановка двигателя на холостом ходу, винт плавно поворачивается по часовой стрелке. При возникновении перемещения цепи направление винта меняется на противоположное.
- Ускорение пилы. Плавно изменяя усилие на акселератор, осуществляем проверку темпа набора скорости оборотов двигателя. При вялом, медленном разгоне винт L плавно проворачивается по часовой стрелке, не превышая 1/8 от полного оборота.
- Настройка максимальных чисел оборотов. Выполняется винтом H. При движении по часовой стрелке скорость нарастает, при движении в противоположном направлении – падает. Для надёжности при такой операции
лучше применять тахометр. При регулировании свыше паспортных данных создаётся нештатный режим нагрузки, приводящий к выходу из строя двигателя.
- Настройка холостого хода. Если все этапы настройки карбюратора бензопилы выполнены правильно, то:
- на нулевом холостом ходу цепь обездвижена;
- скорость набора числа оборотов двигателя изменяется плавно и быстро;
- бензиновый двигатель звучит как 4-тактный агрегат.
Если одно из условий нарушено, следует повторить регулировку, исключив из неё основной, базовый этап. При невозможности самостоятельно осуществить настройку работы карбюратора целесообразно обратиться к профессиональным мастерам.
Помните, что неотрегулированная пила – это источник повышенной опасности.
Видео с Youtube о ремонте и настройке карбютора бензопилы на примере карбюратора от пилы Урал.